«У детей существуют
свои шаблоны, они тоже нуждаются в творческом импульсе»

Екатерина Антропова, член Международной федерации художников и педагог с двадцатилетним стажем, о своем творческом пути, детях и том, откуда берется вдохновение
1 апреля в зале культурного центра «Митино» Екатерина Антропова торжественно открыла новую выставку: «В поисках гармонии». И дала интервью для Хобби Тайм — о современном искусстве, своем творческом пути и том, как и чему учит детей и взрослых
Расскажите, с чего вы начали свой творческий путь?
—  Начало моего пути лежит в художественной школе при Суриковском институте, который я впоследствии окончила, учась у профессора Таира Тимуровича Салахова. Затем получилось так, что я попала на долгие 25 лет в Академическое училище 1905 года, где преподавала многие предметы: рисунок, живопись, композицию. Постепенно я начала готовить людей для поступления в это училище, у меня появились юные ученики, а позднее и взрослые, которые приходили заниматься на курсы. Вместе с тем я работала в студиях для детей самого разного возраста — мой опыт как педагога довольно многогранен.
Как получилась выставка «В поисках гармонии: Екатерина Антропова и ученики»?
—  Выставка, которую мы сегодня представляем, сложена в основном из людей взрослых. Это люди самых разных профессий: они не профессиональные художники, но хотят и любят рисовать. Моя задача — помочь им в этом. Я делаю упор не на изучение сухого материала, а именно на творческое развитие, в котором люди себя находят. Картины, которые мы сегодня видим на выставке, где-то созвучны моей живописи, ведь я передаю ученикам свои знания, свой опыт. Я рассказываю им о разных техниках, о возможности писать красками, показываю, как можно сделать картину более эффектной. Что касается детей — я также стремлюсь развить в ребёнке творческое начало, ведь он ещё не знает, будет ли он заниматься живописью в будущем, станет ли это его призванием или останется только увлечением.
Выставка работает до 29 апреля по адресу: м. Митино, ул. Митинская, 17/4, выставочный зал КЦ «Митино»
Когда к вам приходит, например, взрослый человек, который никогда не держал кисть в руках, с чего вы начинаете?
—  Первым делом я, естественно, знакомлю его с азами — как пользоваться красками, как наносить их на полотно, что такое цветовой круг и так далее. Это необходимо для того, чтобы человек чувствовал себя свободно в тех заданиях, которые я ему даю, был способен их выполнить. А потом главное — заинтересовать человека, неважно, какого он возраста. Нужно дать ему почувствовать себя художником.
А как вы вообще решили стать художником?
— Честно говоря, я не решала стать художником — я рисовала с самого детства, поэтому моя мама отдала меня в художественную школу, когда мне было 12 лет. Так началось моё художественное образование, ничем другим я, по сути, и не занималась.
Гости на открытии выставки
Вам всегда нравилось ваша профессия? Или бывали мысли бросить все в какой-то момент?
— Мне всегда нравилось рисовать, но путь художника был тяжелым, потому что профессиональное художественное образование — это не только творчество. Это в большей степени непрерывная учёба, постоянное оттачивание навыков. Желание рисовать более свободно и делать именно то, что я хочу, всегда было во мне сильным, потому я и в своих учениках пытаюсь найти и ориентироваться на их творческие жилки.
— Ваше основное занятие — конкретно творчество? Или все же преподавание?
— Сложно сказать, ведь я занимаюсь творчеством и пишу картины для того, чтобы преподавать. В то же время, когда я преподаю, то черпаю вдохновение для своих собственных работ. Эти процессы взаимосвязаны. Но всё же для меня профессия педагога была более важна с самого начала. Однако, нельзя преподавать, не имея собственного творческого опыта. Это просто невозможно.
— Есть мнение, что дети мыслят шире, чем взрослые, так как в связи с юным возрастом у них ещё нет какой-то привязки к канонам и штампам. Вы с этим согласны?
— У детей существуют свои шаблоны, и они тоже нуждаются в творческом импульсе, направлении. На занятиях с детьми я подсказываю им какие-то вещи, которые они пока не видят.
Каждый понедельник Екатерина проводит тематические занятия для взрослых и детей в Хобби Тайм. Записаться можно здесь
— С кем вам нравится больше заниматься, со взрослыми или с детьми?
— Мне в принципе нравится преподавать. Подходы в обучении детей и взрослых разные, но не так уж важно, кого обучать, ведь я люблю свою профессию и делаю это с удовольствием. Преподавание вдохновляет меня на разные проекты. Сейчас, например, собираюсь писать программу по станковой композиции, то есть про то, как создать картину с нуля. Эта программа уже есть в картинках, но нужно найти время на теоретическую часть. А в будущем я планирую написать книгу.
Ученицы центра Хобби Тайм рядом со своими работами
— Скажите, а вы можете вспомнить свою самую большую удачу как педагога? Был ли особенно одарённый ученик?
— Честно говоря, педагогических удач было немало: многие мои ученики успешны как художники и как педагоги. Столько было талантливых людей, трудно выбрать кого-то одного. Ну, к примеру, сегодня на выставке присутствовала Татьяна Ильина. Она закончила наше художественное училище, откуда я уже ушла, и сейчас очень успешно занимается педагогической деятельностью. Мои взрослые ученики и их успехи подпитывают меня и как человека, и как художника.
— В выставочном зале культурного центра «Митино» вы впервые?
— Нет, здесь я выставлялась около десяти раз. Каждый раз я делаю какую-то определенную акцию, использую для выставки картины определенного стиля или общей темы. Ни одна моя выставка не повторялась. Не хочу превращать это в рутину «написал — повесил», всегда пытаюсь придумать нечто оригинальное.
— Вы ведь выставляетесь и за рубежом? Помните свою первую зарубежную выставку?
— Лет 15 назад у меня была поездка в Швейцарию — там состоялась моя первая успешная зарубежная выставка. Галерея «Краних» в Цюрихе, где я выставляла свои работы, была очень хороша, продалось достаточно много работ. Там я выставляла лучшее. Но, к сожалению, галерист умер, и 30 моих работ так и остались в Цюрихе, я не сумела их забрать. Можно сказать, что эти 30 картин я подарила миру.
Екатерина Антропова и ее абстракции
— Есть ли тема, особенная для вас, которая проходит через все ваше творчество?
— Не могу сказать, что у меня есть такая тема. Мои темы очень разнообразны, они могут вообще не пересекаться друг с другом. В разное время я пишу по-разному. Сейчас на выставке представлены абстрактные произведения, но раньше я никогда не думала, что буду заниматься абстракциями. Тем не менее эта линия пошла, началась она с графических произведений. Затем я стала работать с маслом. Возможно, завтра я буду делать нечто совершенно иное. Некоторые люди, которые серьезно занимаются живописью, называют мои работы «неформатом», потому что я постоянно меняю лицо. Но мне нравится это делать.
— А как вы относитесь к современному искусству?
— Смотря что называть современным искусством. Я очень много хожу по выставкам и могу сказать, что какие-то работы мне нравятся, какие-то нет. Но в основном я достаточно лояльно отношусь к художникам, никого никогда не поливаю грязью и считаю, что каждый имеет право на своё высказывание. Если человек хочет что-то сделать, значит, это требование его души.
— И к разнообразным перформансам вы относитесь так же?
— Современное искусство для меня не всегда воспринимается как искусство. Бывает, это выглядит просто как акция, больше похожая на кино или режиссуру внутри какого-то пространства, которую проводят для определённых целей. Это современно, да, но… Хотя, возможно я и сама однажды дорасту до этого. Но это точно не будет политической акцией. Политика меня мало вдохновляет, это не моё. Если говорить о религиозной теме, то да, у меня есть несколько работ такой тематики, но это было давно, сейчас я ушла от этого.
Гости выставки
— Считаете ли вы эти работы ценными сейчас?
— Чем больше времени проходит после написания картины, тем ценнее она становится и для художника, и для времени, так как эта картина уже принадлежит этому времени и является его отражением.
— А что вас вдохновляет?
—  Меня вдохновляет красота мира, которую можно увидеть во многом. Фотографии, поездки, солнечный день или прогулка на лыжах — что угодно может вызвать волнение в душе. Знаете, как у Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда. Как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда». Творчество заключается именно в том, что мы не постоянно лицезреем что-то красивое, и этот редкий взгляд рождает вдохновение. Творчество само рождается внутри нас, исходит из души. Я же пытаюсь генерировать идеи не только для себя — хочу помогать ученикам рождать собственные идеи. Это заставляет меня двигаться вперёд, не стоять на месте.
— Как вы думаете, если человек живет обычной жизнью и вроде бы не ощущает красоты вокруг, может ли он попробовать себя раскрыть и развить своё творческое начало?
—  Если вы захотите рисовать и придёте ко мне, я найду для вас подход, подберу нужные слова, которые помогут вам хотя бы начать это процесс раскрытия самого себя через творчество. А там — посмотрим!
Made on
Tilda